Главная » Мои публикации » Кому нужен сайт-визитка (статья для журнала Новости маркетинга)

Кому нужен сайт-визитка (статья для журнала Новости маркетинга)

Даже сейчас встречается реклама «Сделайте веб-сайт и это выведет ваш бизнес на новый уровень!». После первого сайта, когда позади месяцы борьбы с программистом, полупустые страницы сайта и новые слова типа «хостинг» и «домен» в вашем лексиконе, наступает понимание, что не все так просто и до нового уровня ой как далеко.

Самая распространенная фраза разработчиков заказчику: «Вы скажите четко как вам надо (пришлите техническое задание) и мы вам сделаем».

А как вам надо? Какая информация должна быть на сайте? Фотогалерея или слайд-шоу? Сайт на битрикс или на wordpress? Размещать прайс-лист или пусть клиент позвонит и спросит? Мне нужен сайт-визитка или интернет-магазин? И почему цены на разработку так отличаются? И нужен ли мне вообще сайт? Это же программиста надо брать в штат…  дополнительные расходы.

Давайте вместе разберемся как веб-сайт может приносить реальную пользу вашему бизнесу и что вам нужно, в зависимости от вашего вида деятельности и целей.

Справка: Сайт-визи́тка (англ. promo site) — небольшой сайт, как правило, состоящий из одной (или нескольких, до 15) веб-страниц, и содержащий основную информацию об организации, частном лице, компании, товарах или услугах, прайс-листы, контактные данные.Чаще всего на сайте есть разделы: Главная страница, О компании, Услуги, Прайс-лист, Контакты. Дополнительные страницы: Лицензии, Новости, Вакансии, Наши клиенты.

И первое с чего мы начнем, это разговор о вашем бизнесе.

  1. 1.       Ваши клиенты есть в интернете? Если да, то сколько их и что они там делают?

Справка[1]

 

 

 

Если у вас бизнес по продаже комнатных растений, в городе с населением 100 тыс.человек, покупатели женщины 50+, формат – павильон на рынке, нужен ли вам сайт?

Покупательницам может и нет, а вот поставщикам, которые ищут новые рынки сбыта, вполне.
Тогда какая информация может быть представлена на сайте? Количество и фото павильонов, представленный ассортимент, контактная информация.

 

Другой пример. У вас сеть шиномонтажей и автомастерских в городе миллионнике. Ваш клиент мужчина 20+. Нужен ли вам сайт, если это услуга, которую нельзя купить через интернет? Сайт будет работать на ваш бизнес, если легко находится через поисковые системы, выдает карту  расположения ваших мастерских, прайс–лист на типовые услуги и запись на шиномонтаж со скидкой.

 

Имеет значение и количество ваших клиентов в интернете, способ принятия решения о покупке (если цель бизнеса – продажи). Обратилась компания по оказанию услуг по энергосбережению. Ее потенциальные клиенты – около 50 муниципальных учреждений (ЖЭКи, детские сады, школы). Обзвонить 50 организаций – это всего несколько часов на телефоне, для этого сайт не нужен. К тому же все контракты заключаются через тендер и самостоятельный выбор подрядчика ее клиенты не проводят.

  1. Второй шаг.  Для чего сайт нужен? Какую часть бизнес-процессов вашего бизнеса он будет закрывать?

Если брать классическую воронку продаж, то это этапы привлечения, выбора товара/услуги, сделка и оплата.

Здесь много зависит от вашего вида бизнеса.
Если компания представляет новый товар, незнакомый потребителю, привлекать посетителей на веб-сайт будет очень трудно. Ведь этот товар не ищут в поисковой системе, потребитель не знаком с его функционалом, есть естественное недоверие. Так было с жидкой теплоизоляцией, электронными деньгами, аэрогрилем и многими другими.

В таком случае товар лучше представлять на выставках, презентациях, а на сайте размещать подробное описание, видеоинструкции по использованию, отзывы пользователей, все то, что может облегчить выбор товара. Или рекламировать сайт в традиционных СМИ, цель – привести пользователей на сайт, чтобы там произошел выбор. Сделка и оплата происходит оффлайн.

Пример. У компании вид бизнеса – мобильный офис напольных покрытий. Офиса нет, представитель фирмы приезжает по адресу с каталогом линолеума и ламината и подбирает на месте фактуру и цвет. Услуга новая, и компания разместила серию статей в газете, рассказывая о том, как это удобно. На самом сайте размещен каталог напольных покрытий, отзывы клиентов, информация о стоимости.

Другой пример. Компания – федеральная сеть мебельных салонов. Идет сезонная распродажа. В интернете начинается массовая рекламная кампания – контекстная и медийная реклама на поиске и в социальных сетях. Цель – привлечение. Показать ассортимент и цены на мебель на сайте, чтобы покупатель пришел в магазин и сделал выбор и покупку на месте.

Еще пример. Оптовая компания, которая работает с постоянным пулом клиентов. Клиент заходит на сайт, выбирает уже знакомый ему товар, делает заказ и оплачивает. Цель сайта – сократить трудозатраты на этап «Сделка».

Формулировка «Для чего нужен сайт» должна быть в измеримых показателях. Иначе как оценить эффективность сайта.

Это могут быть:

Для этапа «Привлечение» Охват потребителей (шт/мес)
Количество переходов на сайт (шт/мес)Количество входящих обращений (заявка на замер, обращение в магазин и т.д.)
Для этапа «Выбор товара/услуги» Скачивание каталога (шт)Просмотр каталога (страниц)

Заявка на консультацию, расчет (шт)

Для этапа «Сделка» Заказ товараОплата товара

Таким образом, на этом этапе вы можете определить, какую информацию нужно разместить на сайте, нужна ли платежная система (если у вас 5 заказов в месяц, то наверно не нужна, а если 50 в день, то скорее всего необходима). Будет ясно, сосредоточить ли бОльшую часть бюджета на продвижение сайта (если ваша цель – привлечение) или покупатели будут попадать на сайт после личного контакта, и лучше уделить больше внимания  описанию продукции.

 

  1. 3.       Как вы будете наполнять и обслуживать сайт? Самостоятельно или при помощи программиста? Сколько будут стоить его услуги? Как часто будут появляться новости, обновляться каталог продукции, прайс-лист? Сколько на это будет уходить времени? Нужен ли вам фотограф? Кто будет писать тексты? Сколько нужно текстов и времени на это?

В большинстве случаев владелец сайта думает об этом в последнюю очередь и.. ничего не успевает. У меня есть клиент, у которого на сайте последняя (и единственная) новость за 2003 год «Добро пожаловать на наш сайт!». Будьте честны сами с собой, если вы не готовы платить контент-менеджеру и программисту, будете ли вы готовы учится управлять сайтом, обрабатывать и обрезать фотографии, чистить комментарии от спама, делать бекап сайта и уметь восстановить его в случае заражения вирусами?

Если времени мало, не размещайте на сайте новости или публикации с датой, по которой можно определить как давно сайт обновлялся.

Познакомьтесь с системой управления сайтом (CMS) до  разработки сайта. Разберитесь как изменить текст на странице, удалить ненужное, добавить фото. CMS позволяет вам самостоятельно, без привлечения программиста изменять содержимое сайта.

 

Самый простой, быстрый и дешевый вариант создания сайта – Конструктор сайта. Это популярные сервисы типа tiu.ru, umi.ru, ucoz.ru, wix.com и другие. Они предлагают уже готовый вариант сайта с оформлением, не нужно отдельно платить за хостинг и доменное имя. Но за бесплатность надо будет платить, на вашем сайте будет демонстрироваться реклама сервиса. «Переехать» с сайта-конструктора тоже будет не просто, по сути, вам понадобится делать новый сайт и загружать весь контент снова.  Конструктор – выбор для тех, кто хочет «попробовать» себя в интернете и пока не готов платить за разработку. Можно создать виртуальную страницу, напечатать визитки, начать работать, а через 2-3 месяца уже делать выводы о рентабельности бизнеса.

Не всем бизнесам это подходит, и следующий популярный вариант создания сайта – это сайт на бесплатных open-source системах, типа, Drupal, WordPress,  Joomla!. На этих CMS сделано 60% веб-сайтов в России[2]. Сайт на такой системе может стоить от 5000 до 20 000 рублей, в сети огромное количестве готовых дизайн шаблонов, которые можно загрузить на сайт в пару кликов и также быстро изменить, если старое оформление надоест. Для такого сайта потребуется покупать домен и хостинг, которые будут обходится вам в 1500-3000 рублей ежегодно.

Сайт на такой системе удобен возможностью подключать дополнительные модули по ходу работы. Нужна фотогалерея, форма подписки, форма обратной связи? – достаточно подключить еще один модуль. Сами модули бесплатные, оплачивается только работа программиста.

Такие сайты нравятся небольшим компаниям, как в сфере торговли, так и услуг. Подобная сиcтема часто  стоит у узких специалистов – юристов, врачей, бизнес-тренеров. Мой блог galinatrening.ru также сделан на системе WordPress.

У open-source сайтов есть и ряд недостатков. Популярные системы часто взламываются вирусами, установка одного модуля, может отключить работу других, бывают сложности с продвижением таких сайтов в поисковых системах, нет технической поддержки, систему нужно изучать.

Если ваш бизнес развивается, нужна интеграция с 1С и нет времени на чтение технической документации, вам подойдут коммерческие системы управления сайтами. Это большая тройка: 1С-bitrix, UMI.CMS, NetCat.  Стоимость программной части для сайта визитки начинается от 4000 рублей, общая стоимость сайта может быть от 30 000 до 100 000 рублей. Коммерческая система дает высокую надежность защиты от вирусов, дружелюбный интерфейс, в нее уже включены наиболее популярные и востребованные модули. Большой плюс коммерческих систем – техническая поддержка и регулярное обновление системы. Например, не  так давно, все коммерческие системы анонсировали мобильную версию сайта, наравне с обычной.

Самописные системы, достаточно редко, но еще встречаются. Это системы без системы администрирования, для изменения содержимого сайта требуется привлекать программиста. Для коммерческих сайтов не рекомендуется. Если только вы не делаете уникальный сервис для ваших клиентов.

Каким образом сайт визитка может быть встроен в систему коммуникаций компании?

Вопрос может и звучит академически, но нужен и актуален, если сайт у вас не «для галочки».

Мы уже выяснили, что сайт без посетителей ни привлекать, ни вести к сделке не будет. Значит, нужны посетители. Откуда они возьмутся и какие источники есть?

 

Кроме того, что пользователь на сайт пришел, вам, как владельцу сайта важно, чтобы он совершил целевое действие (цели мы определяли на 2 этапе).

Каким образом можно оценивать путь пользователя и какой источник дает вам больше всего посетителей? Ответ на этот вопрос вам даст система веб-аналитики, Яндекс.Метрика или более сложный Google.Analytics. Системы бесплатные и дают подробную информацию о количестве пользователей и откуда они пришли. Если посетителей более 1000, и ни одно целевое действие они не совершили, то это говорит о проблеме с сайтом. Возможно пользователь не нашел что искал или информация на сайте недостаточно подробная. Аналитика дает вам обратную связь от пользователей и позволяет улучшать сайт и получать то, для чего вы сайт создали.

 

Еще несколько возможностей использования сайта-визитки.

Сайт крупного медицинского центра. Указаны телефоны и режим работы, но процедура записи на прием не описана. Уже в регистратуре люди узнают, что нужны копии документов, и в округе ни одного ксерокса. Всего несколько строчек на сайте значительно облегчило бы запись на прием и сократило очередь в регистратуру.

Компания, производитель фарфора. В ассортименте более 3500 наименований продукции, которая может меняться. Разработан сайт-каталог с интернет-магазином, для обновления которого нужен штат из 2 человек (фотосъемка новой продукции и выгрузка новых цен из 1С). Объем обновлений довольно большой и это существенная нагрузка для сотрудников компании. Когда стали анализировать бизнес-процессы, оказалось, что основная доля клиентов – это оптовые покупатели, которые делают заявку в отдел продаж, и сама сделка проходит после переговоров с коммерческим отделом. К тому же, если какой-то позиции товара нет на сайте, ее могут изготовить на заказ в течении нескольких дней. Таким образом, обновленный каталог не является необходимым. В данном случае, для компании подходит промо-сайт с яркими фото  фарфора, историей завода, процедурой работы с оптовыми покупателями.
Усилия двух сотрудников логичнее направить на продвижение сайта, привлечение новых покупателей.

Если не сайт-визитка, то..

Кроме сайта-визитки можно использовать еще несколько возможностей для продвижения в интернете с такой же эффективностью. Это может быть профиль в социальных сетях, профиль в профессиональном сообществе, информация на сайте объявлений, группа в социальных сетях.

Для небольшого бизнеса создание сайта можно отложить, достаточно общаться с потенциальной аудиторией, там где она находится. Этот способ продвижения в интернете подходит специалистам – юристам, психологам, репетиторам, дизайнерам, литераторам, программистам, фотографам, строителям и т.д.

 

И помните, 50% всех созданных сайтов существуют только 1 год[3]. Через год владельцы или забывают оплатить хостинг и домен на следующий год, или теряют пароли, или бизнес меняет свои цели. Используйте ресурс веб-сайта таким образом, чтобы он стал активом вашего бизнеса.

Желаю вам успехов!

Публикация в журнале Новости маркетинга, за сентябрь 2014 http://www.marketingnews.ru/archive/?act=view&id=119


[1] [1] http://company.yandex.ru/researches/reports/2014/ya_internet_regions_2014.xml

[2] http://track.ruward.ru/cms

[3] http://stat.nic.ru/reports/whist-ru/newrenew.html

Запись опубликована в рубрике Мои публикации с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *