Учим Google Analytics дружить с Яндекс.Директ

Tel / Viber/ WhatsApp

+7 (988) 55-66-219

Учим Google Analytics дружить с Яндекс.Директ

Google Analytics —бесплатный сервис статистики для веб-сайтов от компании неравнодушия Google, предоставляет настолько детальную статистику под управлением множества мощных инструментов, что мгновенно стал популярным среди веб-мастеров, включая специалистов Рунета. Но и столь развитая и продуманная система имеет ряд своих недостатков. И справится с ними получается далеко не всегда, и уж точно не малой кровью, ведь все инструменты Google Analytics, скрипты для обработки данных и, главное, вся полученная статистика хранятся на серверах Google, официальная справка и консультанты выдают минимум информации, а основной скрипт для сбора ga.js и тот обфусцирован до невозможности. Всё это связывает руки при попытках решения возникающих с обработкой данных проблем.
Множеством из таких проблем Google бережно треплет нервы именно русскоязычным пользователям: тут и загадочные проблемы с кодировками, пренебрежение к поисковикам Рунета и проблема, давно угнетающая, как скромных владельцев интернет-магазинов, так и матёрых веб-аналитиков — категорический отказ воспринимать рекламные площадки Яндекс.Директ. Причём такая ненависть не взаимна, и Яндекс.Метрика честно пытается обработать, как умеет, переходы с Google Adwords, но максимум, как предлагает выходить из положения поддержка Analytics — пользоваться Компоновщиком URL для пометки своих рекламных кампаний. Мне всё-таки удалось найти решение сложившейся ситуации и подружить суровый Google со своим русскоязычным коллегой.

1) Используем компоновщик URL

Первый, самый популярный и почти единственно используемый всеми метод для отслеживания собственных рекламных кампаний. В том числе и кампаний Яндекс.Директ.
Инструмент для реализации данного метода предлагает сам Google Analytics — Компоновщик URL. Суть инструмента в добавлении к целевому URL вашего рекламного объявления определённых параметров-меток, которые в свою очередь с успехом распознаёт и сортирует Analytics.
Это метки:
utm_source (обязательная) —для пометки источника перехода, в нашем случае YandexDirect;
utm_medium (обязательная) —средство кампании, например, баннер или рассылка. У нас — cpc;
utm_campaign (обязательная) — название кампании для удобства их различения. Тот же YandexDirect;
utm_term — само ключевое слово. Например, tort_habrahabr;
utm_content — пометка объявления или каких-либо различий в размещении в пределах одного источника. Например, text_ad1.
В итоге получается ссылка вроде:
yummyhabr.ru/tort/?utm_source=YandexDirect&utm_medium=cpc
…&utm_term=tort_habrahabr&utm_content=text_ad1&utm_campaign=YandexDirect
Которую мы и должны сделать целевой для наших объявлений в Яндекс.Директ.

Рассмотрим плюсы и минусы такого способа:
+ Работает наверняка и достаточно точно. Ведь сам Analytics обещает его работу.
+ Учёт разных параметров (средство, содержание, название) при пометке объявлений.

Это всё. И при этом:
Не зря в примере я не использовал кириллицу. С ней всё очень и очень туго. Редко когда стабильно работает и распознаётся. Используйте транслит.
И вместо пробелов лучше использовать символы нижнего подчёркивания.
Если у вас в Яндекс.Директ уже запущена рекламная кампания с сотней-другой объявлений, то вас ждёт та ещё работёнка по переводу ключевых слов с горячо ценимого русского на транслит и пометке всей этой доброй сотни.
Кроме того, у многих на одном объявлении крутятся несколько ключевых фраз. Так вот с помощью такой пометки мы сможем отслеживать только сами объявления, а не фразы, им соответствующие, ведь Яндекс.Директ позволяет назначать целевые URL непосредственно объявлению.

Бонус:
При особом обострении лени желании можно написать свой небольшой скрипт для автоматической генерации URL и пометки объявлений. Например, используя класс PHPExcel и возможность выгрузки данных из кампаний в xls-файл, которую любезно предоставляет Яндекс.Директ. Я «на коленке» набросал вот такой (принимает выгруженные xls или созданные по шаблону Яндекса).

2) Используем _openstat

Первое к чему я пришёл, не удовлетворившись официальным компоновщиком URL — это извращённый метод использования меток OpenStat. OpenStat — это закодированный в base64 набор параметров, который включается в URL и распознаётся некоторыми системами статистики, как например, LiveInternet или SpyLog, но не нашим любимым Google Analytics. Яндекс.Директ поддерживает и позволяет использовать эти метки в автоматическом режиме в своих рекламных кампаниях. При этом в метку включается идентификационный номер объявления в системе Яндекс.Директ, номер ключевого слова, источник и позиция объявления на странице выдачи. Метки генерируются Яндексом автоматически для каждого объявления при каждой выдаче пользователю. Включается на странице параметров кампании галочкой на «Внешняя интернет статистика: — Подключиться». Теперь целевые URL, помеченные параметром _openstat можно фильтровать в Google Analytics, как принадлежащие Яндекс.Директ.
Для этого в Google Analytics создаём три пользовательских расширенных фильтра (подробнее здесь):
• Фильтр1
Поле А-> “URI запроса”: (/?_openstat=.*)
Вывод в-> “Источник кампании”: YandexDirect
• Фильтр 2
Поле А-> “Средство кампании”: organic
Поле B-> “Источник кампании”: YandexDirect
Вывод в-> “Средство кампании”: cpc
*Поле Б обязательно для заполнения
• Фильтр 3
Поле А-> “Источник кампании”: YandexDirect
Вывод в-> “Название кампании”: Яндекс.Директ
Таким образом мы берём все переходы сделанные по URL, содержащему параметр openstat и определяем их как переходы с объявлений Яндекс.Директ.
Получим такую картину:

Что получилось:
+ Быстро одним щелчком включаем слежение по всем объявлениям сразу.
+ Под ключевыми словами видим именно запросы пользователей, по которым они нас нашли.
+ Всё на русском языке.

Но:
Мы не можем разделить и оценить статистику именно по нашим ключевым словам.
Вся картина рушится, если мы ещё где-то для статистики используем пометки openstat или такие ссылки где-то засветились (например, были проиндексированы поисковыми системами или добавлены пользователем в закладки). Поэтому сразу добавляем в robots.txt параметр Disallow: /*_openstat.
А главный минус в том, что после захода на наш сайт пользователя с использованием помеченного URL и его перехода на другую внутреннюю страницу, метка теряется, а значит, не обрабатывается нашими фильтрами и не помечается как рекламный переход. В итоге, мы не получим отчёты по конверсиям по этому источнику и среднее число посещённых страниц тут всегда будет меньше 2.

Бонус:
Если же этот способ вам чем-то понравился, не смущает отображение в ключевых словах поисковых запросов пользователей, то для отслеживания полной статистики по таким переходам можно использовать Пользовательский сегмент в Google Analytics (справа вверху в отчётах «Сегменты с расширенными настройками»), где параметр «Кампания» «точно соответствует» «Яндекс.Директ», то есть заданному нами в фильтрах названию. В таком случае Google Analytics для этого сегмента показывает не только статистику по заходам на сайт, у которых источник YandexDirect, но и внутренние переходы по сайту посетителей с таким источником, а соответственно конверсии и прочее. Отчего он так загадочно поступает, мне неведомо. Ведь получается, что знает, хитрец, про источник захода нашего блуждающего пользователя, но в статистику по кампаниям внутренние переходы заносить отказывается.

3) Используем шаблоны Яндекс.Директ

Пытаемся улучшить первый способ и научить Google Analytics хоть как-то распознавать отдельные ключевые запросы и дружить с русским языком. Пока учил, пытался даже создавать 30 внутренних фильтров по обратной транслитерации наших ключевых фраз, но ничего хорошего из этого не получилось…
Но обращаем своё внимание на инструмент «шаблоны» у Яндекс.Директ. Работает он просто. Если мы выделяем какое-либо слово или фразу в нашем текстовом объявлении тегами # (октоторп, он же «решётка»), то при выдаче пользователю в поиске нашего объявления слово или фраза между этими тегами будет заменено на ключевое слово, соответствующее поисковому запросу этого пользователя. В случае невозможности замены используется по умолчанию заключенное в эти теги слово или фраза.
И самое для нас полезное в этом инструменте то, что возможно применение шаблонов даже к целевому URL объявления. В этом случае кириллица ключевых слов подставляется в ссылку в формате UTF-8.
Теперь уже мы можем составить с помощью компоновщика URL нечто такое:
yummyhabr.ru/tort/?utm_source=YandexDirect&utm_medium=cpc…
…&utm_term=tort_habrahabr&utm_content=#text_ad1#&utm_campaign=YandexDirect

И увидим в статистике это:

В столбце «содержание объявления» теперь показываются наши ключевые запросы, полученные после применения шаблонов. Сразу видно, что далеко не всегда у нас тут UTF-8. Впрочем, это уже очередная радость от Google Analytics, инструмент Яндекс.Директ тут ни при чём. И становится понятно, почему, чтобы не портить статистику, мы использовали шаблоны именно в utm_content («содержание объявления»), а не в utm_term («ключевые слова»).

Но плюсы и тут есть:
+ Всё та же стабильность, так как применяется официальный компоновщик URL.
+ Теперь худо-бедно, но можем распознавать конкретно наши ключевые слова.
+ Более того, можем даже соотносить и фильтровать статистику по отдельным объявлениям и соответствующим им словам.

Минусы очевидны:
«Кракозябру» никто не любит и тяжело понять «откуда же именно пришли те 23 человека».
Опять придётся возиться со всеми нашими объявлениями.
В итоге полно мусора, всё равно приходится ломать глаза над транслитом, да теперь ещё и над «левыми» кодировками.

4) Используем все наработки

На этот метод меня натолкнул пример Брайана Клифтона (Brian Clifton), главы отдела Веб-Аналитики Google, который он привёл в своей книге «Advanced Web Metrics with Google Analytics». В том примере описывалась возможность добавления в основной скрипт Google Analytics, размещаемый на каждой странице сайта, собственного кода, позволяющего работать с Cookie и собирать информацию по источникам перехода.
Итак, возьмём всё, что мы использовали ранее и добавим немного JavaScript.
Для этого мы:
• Помечаем все объявления в нашей кампании метками компоновщика Google, с использованием шаблонов Яндекс.Директ, как в третьем способе. Получаем:
yummyhabr.ru/tort/?utm_source=YandexDirect&utm_medium=cpc…
…&utm_term=tort_habrahabr&utm_content=#text_ad1#&utm_campaign=YandexDirect

• Пишем скрипт на JavaScript (назовём его, к примеру, directdecode.js), который будет вытаскивать параметр utm_content из URL нашей страницы (location.search), раскодируем его с помощью decodeURIComponent и в случае с IE применяем ещё конвертор из Win-1251 в UTF-8. Полученное значение записываем с помощью функции Directkey() в пользовательскую переменную методом «_gaq.push([‘_setVar’, keyw]);», где keyw — раскодированное нами значение.
• Подключаем на страницы скрипт directdecode.js и добавляем в код Google Analytics, размещаемый на всех наших страницах, вызов функции Directkey() таким образом:
var _gaq = _gaq || [];
_gaq.push(['_setAccount', 'UA-XXXXXXXX-X']);
//Вызов функции
Directkey();
_gaq.push(['_trackPageview']);

(function() {
var ga = document.createElement(‘script’); ga.type = ‘text/javascript’; ga.async = true;
ga.src = (‘https:’ == document.location.protocol ? ‘https://ssl’ : ‘http://www’) + ‘.google-analytics.com/ga.js’;
var s = document.getElementsByTagName(‘script’)[0]; s.parentNode.insertBefore(ga, s);
})();

Эта функция будет вытаскивать из URL наше ключевое слово, заботливо подставленное туда шаблоном Яндекс.Директа, в случае, необходимости декодировать его и записывать как пользовательскую переменную Analytics.
• Добавляем в нашем аккаунте Google Analytics следующий пользовательский расширенный фильтр к профилю:
Фильтр YandexDirect
Поле А-> “Источник кампании”: YandexDirect
Поле B-> “Определено пользователем”: (.*)
Вывод в-> “Условие поиска кампании”: $B1
*Поле Б обязательно для заполнения

Таким образом мы берём из пользовательской переменной наше декодированное ключевое слово и записываем его в наши отчёты по Яндекс.Директ.
Всё. Даём время на прохождение модерации объявлений и перекеширование скрипта у пользователей сайта. Получаем искомую картинку:

Плюсы:
+ Всё на русском языке.
+ Все данные полноценны, отображаются во всех отчётах.
+ Статистика по конкретным ключевым словам.

И минусы:
Достаточно сложное подключение. И опять придётся пользоваться компоновщиком URL (кстати, мой автоматический конвертер выдаёт URL сразу под этот способ с применением шаблонов).
Возможны небольшие глюки из-за сбоя кодировок.


У меня была возможность тщательно протестировать все способы на большой выборке сайтов достаточное время, и я остановился именно на четвёртом способе. Теперь с удовольствием собираю в Google Analytics статистику по контекстной рекламе Яндекс.Директ.
Погрешность измерения по переходам во всех способах составляет 5-10%. Это в пределах нормы.

Источник http://habrahabr.ru/post/117480/

Один комментарий к “Учим Google Analytics дружить с Яндекс.Директ”

  1. Юлия:

    Подскажите где смотреть отчет, если сделано все по варианту 4?
    Вывод в-> “Условие поиска кампании”: $B1 — это как понять и почему $B1?
    Спасибо.

Обсуждение закрыто.

Related Post

Как подключить к Яндекс.Метрике или Google.Analytics дополнительный аккаунт, чтобы смотреть статистикуКак подключить к Яндекс.Метрике или Google.Analytics дополнительный аккаунт, чтобы смотреть статистику

Если на сайте установлен счетчик Яндекс.Метрика или Google.Analytics, иногда возникает необходимость показать результаты статистики третьим лицам (например специалисту по рекламе), для этого не обязательно давать логин и пароль от аккаунта.

Контекстно-медийный баннер на Яндекс (баян)Контекстно-медийный баннер на Яндекс (баян)

Контекстно-медийный баннер показывается в результатах поисковой выдачи Яндекса справа в ответ на запрос пользователя. В этом примере, пользователь ввел запрос «недвижимость» и ему был показан медийный баннер. Особенностью показа медийного

Как настроить цели в Яндекс.МетрикеКак настроить цели в Яндекс.Метрике

Настройка целей в Яндекс.Метрике — это отслеживание целевых действий посетителей на вашем сайте. Чаще всего это: — посещение какой либо страницы (Контакты, Каталог товаров) — отправка формы (заявка с сайта,